Жорж Санд была подготовлена к философии эклектизмом Виктора Кузена

Раздел: Литература
19-08-2020

Когда Флобер писал ей, что в своей прежней жизни он был рыцарем-крестоносцем и умер, объевшись виноградом в Палестине, Жорж Санд объясняла это ощущение не столько воспоминанием, сколько воображением. Метемпсихоз для нее как для писателя был возможен в форме художественного перевоплощения.

В «Рассказах бабушки» господин Лешьен вспоминает о своем прежнем существовании в виде собаки, какой-то англичанин рассказывает о своей жизни в виде слона, обиженный деревенский мальчик бежит в лес и живет в дупле дуба, с которым ведет разговоры, — и кажется, что это не выдумка, а реальный факт, входящий в закономерности жизни.

Родство со всеми живыми существами необходимо предполагало родство со всеми людьми. Те, кто жил за тысячелетия до нас, шли тем же путем, переживали то же, что мы, — это были мы, только в другой форме и в других условиях. Чувство исторических различий у Жорж Санд подавлялось чувством сходства и тождества, — и в этом также демократы 30 — 40-х годов далеко ушли от либералов 20-х: ив исторических, и в современных сюжетах Жорж Санд больше интересовалась внутренним родством людей, чем различиями нравов.

При Июльской монархии демократическая натурфилософия, так же как либеральная философия истории при Реставрации, была основой для прогрессивных идей. Но натурфилософия не откладывала будущее в долгий ящик, не ожидала медленного развития общественных отношений, чтобы осуществлять программу действия. После 1830 г. умеренные либералы, или доктринеры, оказались в партии сопротивления. Отход демократических кругов от исторического принципа философствования и бурное развитие натурфилософии было исторической необходимостью эпохи.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: