Задача искусства заключается в том, чтобы дать чувство счастьяРаздел: Литература |
25-01-2024 |
Отождествление красоты и истины позволяет решить основной для Флобера вопрос о форме и содержании.
Единство красоты и истины предполагает единство формы и содержания. Не может быть прекрасной формы без содержания. «Пока мне в какой-нибудь фразе не отделят формы от содержания, я буду утверждать, что это слова, лишенные смысла. Нет прекрасных мыслей без прекрасных форм, и наоборот... Так же, как нельзя извлечь из физического тела составляющих его качеств, т. е. цвета, протяженности, твердости, не сделав из него (пустой абстракции, словом, не уничтожив его, так же .нельзя отнять у Мысли форму, так как Мысль существует лишь благодаря своей форме. Представь себе идею, у которой не было бы формы, — это невозможно, так же как невозможна форма, которая не выражает Мысли. Вот те глупости, которыми живет критика. Людей, пишущих хорошим стилем, упрекают в том, что они пренебрегают Мыслью, нравственной целью, как будто цель врача — не в том, чтобы лечить, живописца — не в том, чтобы живописать, цель соловья — не в том, чтобы петь, как будто целью Искусства не является прежде всего Прекрасное!»
Прекрасное для Флобера не может быть определено заранее данными свойствами предметов и свойствами художественного произведения. Никакими правилами нельзя определить прекрасное, потому что оно существует везде, где есть познание и истина. В более узком смысле прекрасное понимается как художественное, т. е. созданное искусством.
Форма и содержание нерасторжимы. Утверждая это, Флобер как будто принимал точку зрения «искусства для искусства» и боролся с морализующей школой «здравого смысла».
|
Автор: я | 29-11-2015, 20:46 |