Экспериментальная психология, создававшаяся в Германии в 1850—1860 гг.

Раздел: Литература
17-01-2024

Гамильтон, очевидно, опирался на учение Лейбница о бесконечно малых ощущениях, не достигающих сознания. «Сфера сознательных изменений психики — лишь малый круг в центре гораздо более обширной сферы деятельности и возбуждения, которые мы сознаем только в результатах их действий». Дж.-Ст. Милль подтверждает мысль Гамильтона: переход от одного представления к другому оказывается прыжком только в сознании; минимальные промежуточные идеи представляют собой изменения в нервах.

В психологии Г. Спенсера бессознательное также играет некоторую роль, хотя он и ограничивает психику сознанием. Эволюционная точка зрения приводит его к мысли, что сознание возникает из бессознательного, из усложненного инстинкта. Бэн утверждает, что психика связана не только с корой головного мозга, она существует всюду, где совершаются нервные процессы, — в мозгу, в нервах, в мышцах, в органах чувств и во внутренних органах. Но эта психика, разлитая по всему телу, лишена сознания.

Книга Льюиса «Физиология обыденной жизни» (1859), благодаря остроумному и живописному изложению, была очень популярна и во Франции, и в России. Здесь подробно изложена теория бессознательных психических процессов, которые Льюис называет «непознанными». Чувствительность — свойство ганглиозной клетки, и потому она существует всюду, где есть нервная ткань. Сознание — совокупность возбуждений всех нервных центров организма. Но мы можем и не знать обо всем, что происходит в нашем сознании, — и Льюис противопоставляет знание сознанию, как часть целому. Непознанные ощущения могут побудить к действию или вызвать ряд идей. «Душевная деятельность — это психический аспект жизни, это общая сумма всего чувствительного организма, так же, как жизнь — сумма всего живого организма».

Во Франции в течение всего XIX в. продолжалась работа физиологов-медиков, говоривших о зависимости психической жизни от жизни организма. В 60-е годы переводились труды немецких и английских психологов, печатались статьи и книги, в которых популяризировались достижения зарубежной и отечественной науки. Переводились сочинения Бюхнера, а также Молешотта, рассматривавших сознание как эпифеномен и отрицавших всякую творческую его роль.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: