В «Воспитании чувств» почти исчезает внутренняя речь

Раздел: Литература
04-11-2021

Это был последний роман Флобера. «Искушение святого Антония», вышедшее, наконец, в свет после тридцатилетнего труда в своем последнем, третьем, варианте, «Три повести» — античная, средневековая и современная, незаконченный «Бувар и Пекюше» продолжают идеи и эстетику, разрабатывающиеся с такими издержками и достижениями в течение всей жизни. Основной темой двух больших произведений последнего периода была старая мысль — о методе познания мира средствами науки и искусства. «Искушение святого Антония» ставит широчайшие проблемы познания, этики, смысла жизни.

Сияющая фигура Иллариона, воплощающего науку, головой упирающаяся в небо, стояла перед Флобером так же, как перед египетским пустынником, внушая уверенность и вдохновляя на непрерывный труд. Бувар и Пекюше, дилетанты науки явно фарсового типа, изображали нечто прямо противоположное — современный, неадекватный объекту, мещанский метод изучения «нечеловеческого», но «пантеистического» мира.

Флобер не любил литературных школ, считая, что школа всегда ограничивает творчество и затемняет взор. Но все же ему пришлось помимо воли стать главой литературной школы, названной натурализмом. И самым типичным, «подлинным», настоящим натуралистическим романом было признано «Воспитание чувств». В конце 70-х годов это было ясно всем. Слава, пришедшая с годами, способствовала распространению школы, развивающейся под знаком Флобера, но руководимой Золя.

12


Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: