В предисловии к «Человеческой комедии» Бальзак пытается обосновать свои взгляды достижениями естественных наук

Раздел: Литература
06-05-2019

Они проявляют способность к таким переживаниям, которых, казалось бы, не может допустить их «мания». Одной господствующей страсти для героя мало. У него бывает их несколько. Стоит сравнить сложную психику кузена Понса, увлекаемого своей гастрономической страстью, со стариком Горио или Гранде, чтобы заметить эту эволюцию. Кузина Бетта, противопоставленная Понеу как персонаж активный персонажу пассивному, и как палач жертве, — натура куда сложнее, чем какой-нибудь Клаэс или Гобсек. Правда, Бальзак и в более поздних романах указывает на господствующую страсть персонажей, чтобы сократить экспозицию и заранее определить значение каждой из своих фигур, но все же психическая динамика теперь привлекает его больше, чем статическая характеристика неподвижного образа, а психический процесс кажется интереснее, чем его результат. Такие романы, как «Беатриче», «Провинциальная муза», «Депутат от Арси», заключают образцы глубокого психологического анализа, который трудно было бы найти в романах предыдущего периода.

20-е годы оставили в наследство 30-м два типа композиции, одинаково восходящие к историческому роману: драматическую и хроникальную. Бальзак с особой остротой должен был воспринять композицию драматическую, так как понимал действительность как сплошную драму, героем которой является каждый член общества. Ведь общество, по мнению Бальзака, представляет собой систему насилия над естественными страстями человека, а государственные законы противоречат законам природы: их цель — подавить естественные склонности человека, чтобы сделать возможной жизнь. В изображении этой драмы и заключается правда искусства.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: