В дальнейшем творчестве Бальзак будет избегать кинжалов и крови

Раздел: Литература
10-11-2019

Материал разрастался. Из небольшого анекдота возникала повесть, затем отдельные ее эпизоды или детали пускали отростки, грозившие перерасти в самостоятельные рассказы. Эти отростки также требовали детального объяснения (иначе они не могли бы выполнить свою функцию) и составляли целые главы. Тут Бальзак иногда использовал замыслы, заготовленные для самостоятельных новелл. Происходило сращивание нескольких замыслов, на основной конфликт наслаивались побочные и служебные, и роман превращался из одной драмы в целую серию драм, подчиненных одна другой, поясняющих одна другую и создающих все вместе огромное полотно. И все части этого сооружения связывались закономерностями общественной жизни, тесно переплетающимися причинно-следственными рядами, часто выходящими за пределы сюжета.

Говорят, Бальзак задумал «Человеческую комедию», или, во всяком случае, систему взаимосвязанных художественных произведений, еще в 1833 г. Вероятно, так оно и было. Замысел этот должен был возникнуть из самой творческой практики, так как, разрастаясь вширь, многие повести или романы не могли быть закончены в момент, когда заканчивалась история главных героев, основной причинно-следственный ряд. Герой был окружен плотной стеной второстепенных, но потенциально столь же интересных героев, и оставить их без всяких перспектив, бросить их на произвол судьбы было невозможно.

«Возвращение персонажей», т. е. переход персонажа из одного романа в другие, начинается только с «Отца Горио». Именно в этом романе обнаружилась необходимость довести до конца судьбы Растиньяка, Вотрена, может быть, некоторых других, игравших здесь второстепенную роль. Независимо от того, будет ли выполнено это обещание, читатель упорно думает о том, что случится дальше с Вотреном и Растиньяком, а потому снимается острота «катастрофы»: смерть Горио не решает всех проблем, возбужденных романом.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: