В XVIII в. сенсуализм развивался бок о бок с рационализмом

Раздел: Литература
09-12-2020

Мадонны Рафаэля, пишут Гонкуры в 1858 г., очевидно, имея в виду римских мадонн, писанных с Форнарины, походят на античных богинь, на Юнону. Это «совершенство вульгарной красоты», в них есть нечто мещанское, и потому они прямо противоположны мадоннам Леонардо, искавшего красоту в «изысканности типа и необычности выражения». Мадам Сабатье, знаменитая «президентша», восхищавшая Бодлера, обладает чисто античной, телесной красотой, а манеры ее низменны и вульгарны. Ее можно было бы назвать, по выражению Гонкуров, «маркитанткой фавнов». Осмотрев древности Рима и восхитившись знаменитым «Торсом», Гонкуры и в нем нашли то, что показалось им плоскостным «реализмом», заземленным воспроизведением физической правды без мечты, фантазии, тайны, «без крупицы опиума», которая в их глазах создает подлинную и загадочную ценность искусства.

«Ваш Гомер изображает только страдания-тела»,— спорил Эдмон с «грекоманом» Сен-Виктором в 1863 г. Гораздо труднее изобразить нравственные страдания, а потому «Адольф» Бенжамена Констана интереснее «Илиады». Шекспир тоже недостаточно современен. Когда-то подлинно современным произведением Гонкуры считали «Гамлета», но в 1885 г. Э. Гонкур от него отрекся: «Отбросив мое литературное воспитание, я считаю, что Бальзак более гениален, чем Шекспир, и заявляю, что его барон Гюло больше действует на мое воображение, чем скандинав Гамлет. Многие, может быть, думают так же, но никто не смеет признаться в этом даже самому себе». Великими гениями XIX века нужно считать только Бальзака и Гаварни, утверждали братья в книге о Г авар ни (1868). Еще раньше, в 1863 г.,- Эдмон признался, что предпочитает мадам Марнефф, героиню «Кузины Бетты» Бальзака, Андромахе — и расиновой, и античной.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: