В XVIII в. сенсуализм развивался бок о бок с рационализмом

Раздел: Литература
08-12-2020

Они не принимают теорию искусства как выражения, соблазнявшую их, когда они писали свой первый роман, «Писателю нужна большая сила духа, чтобы поднять свою мысль над текущей жизнью и заставить ее работать свободной от всяких уз, окрыленной. Он должен отвлечься от огорчений, неприятностей, суеты, тягот существования, чтобы подняться к умственной ясности, необходимой для творчества... И, поверьте, этого нельзя достичь механическим усилием и простым прилежанием, как в арифметике». Так писали они в 1862 г., переходя от истории к собственно художественному труду. Так же как Флобер, они боялись впустить в свое произведение личное начало, потому что личные переживания могут стать предметом искусства, только если они будут познаны, объективированы, отчуждены.

Прямым антиподом такого искусства является греческое. В течение столетий теоретики классицизма искали в греческой литературе и пластике правила прекрасного. Считалось, что эти правила непременно должны существовать, и не только потому, что о них говорили Аристотель и Гораций. Красота — совершенство, идеал и закон, а закон может быть постигнут разумом. Искусство, согласное с незыблемыми законами разума, строго регламентированное, подчиненное правилам и ориентирующееся на некую вечную древность, — это как раз то, что Гонкурам казалось профанацией искусства или, вернее, его уничтожением.

Греческая красота — красота формы, не связанная с эстетическим переживанием. Красота современного лица— нечто прямо противоположное: это «выражение волнующей его страсти». Греческая цивилизация казалась Гонкурам цивилизацией атлетов и гимнастов, культурой здоровых людей. Еще Кант говорил, что греческие статуи имеют глупый вид, и Стендаль, раздражавшийся при одном имени Канта, придерживался того же взгляда.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: