В XVIII в. сенсуализм развивался бок о бок с рационализмом

Раздел: Литература
09-12-2020

Гонкуры отчетливо чувствовали множественность прекрасного, которое может возникнуть и исчезнуть вместе с движением действительности, при неожиданных ассоциациях, в фантастическом сочетании вещей и ощущений. Художник Кориолис, герой «Манетт Саломон», пытался «уловить на лету красоту мгновения, эпохи, человечества... красоту парижанки, которую невозможно определить».

Он хотел «найти линию, точно выражающую жизнь, характеризующую индивидуальность, особенность — живую, человеческую, интимную линию», которой нет ни у Микеланджело, ни у Рафаэля.

Значит, красота — в единичном, неповторимом, небывалом. Это всегда нечто, возникающее и творимое заново. Вот почему они не любят школ: «Как только создается школа чего-нибудь, это что-нибудь перестает существовать», — пишут они в книге «Идеи и ощущения». Вот почему и талант, по словам Гонкуров, это «способность создавать новое... то новое, что каждый человек носит в себе» («Манетт Саломон»).

Поскольку смысл искусства — правда, то определить его можно только как познание. С такой точки зрения смешными кажутся рецепты стиля, которые, споря и препираясь, пытаются найти Флобер и Фейдо: одежда идеи для них интереснее самой идеи, пишут Гонкуры в 1857 г., искажая мысль Флобера.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: