В XVIII в. сенсуализм развивался бок о бок с рационализмом

Раздел: Литература
08-12-2020

Критикуя выставку 1885 года, они определяли живопись как пламенное воспроизведение того, что только и может быть воспроизведено кистью: солнца и тепла. Природа всегда отказывала в этом художникам-спиритуалистам, так как они всегда смотрели на «ее сквозь свои идеи-штампы.

Сражающая солнце и тепло, лишена чувства и идеи. Напротив, только такая живопись может вызвать волнение и мысль, потому что только через ощущение можно проникнуть в глубины человеческой души.

В борьбе со «спиритуалистами» и «предателями» Гонкуры утверждают, что живопись — искусство материалистическое, когда оно пользуется колоритом, а рисунок по самой природе своей идеалистичен, так как природа воспринимается в колорите, между тем как рисунок извлекает из природы то, чего в ней нет, и конструирует некую холодную и ложную абстракцию.

Как же при таких взглядах определить прекрасное?

«Прекрасное — то, что кажется отвратительным невоспитанному глазу», — пишут они в 1858 г. «Невоспитанный глаз» — это глаз, не научившийся ощущать, и только. Но невозможность определить прекрасное как форму и догму обнаруживается и здесь достаточно ясно. Через несколько лет прекрасное оказывается прямым отрицанием формы: «Мучение мыслящего человека заключается в том, чтобы стремиться к прекрасному, не имея отчетливого и твердого представления о нем» (1862).



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: