В XVIII в. сенсуализм развивался бок о бок с рационализмом

Раздел: Литература
09-12-2020

Только ощущение, непосредственное чувство, нравственное волнение может обнаружить истину, скрытую под покровом готовых понятий. Поэтому острота ощущений, чувствительность нервов кажутся Гонкурам необходимым свойством каждого, кто хочет писать и мыслить, и каждого гражданина вообще.

«Мы первые были писателями нервов», — записывают они в Дневнике в 1868 г., в день, когда была закончена «Мадам Жервезе». Шарль Демайи обладал «острым, почти болезненным восприятием каждого предмета и жизни вообще». Это сделало его талантливым и несчастным и, наконец, привело к безумию. Сами Гонкуры были талантливы, чувствительны и несчастны, слегка гордились этим и жаловались на неврастению, граничащую с ненормальностью. Их книги, как сообщают они своему будущему читателю в 1869 г., «написаны нашими нервами и нашим страданием».

Здоровье несовместимо с талантом. Болезнь печени, сердца, легких обостряет чувствительность и, следовательно, художественное постижение мира. Свой талант Гонкуры определяют как сочетание болезни сердца с болезнью печени, художник должен жить ощущением, и тот, кто хочет обосновать искусство теорией и рациона-лизировать творчество, к нему неспособен. Таков Шассаньоль из «Манетт Саломон», один из художников-теоретиков, которыми богата была современная литература,— как Пеллерен из «Воспитания чувств» Флобера и Лабан из «Тощего кота» Анатоля Франса.

Следовательно, сенситивное познание — не что иное, как познание художественное, более глубокое и полное, чем научное или понятийное. Своим особым путем Гонкуры пришли к выводу, который с других позиций формулировали Жорж Санд, Шанфлери и Флобер.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: