У Гонкуров все классы и слои общества не столько показаны, сколько разоблачены

Раздел: Литература
01-01-2024

Снижение внешнего драматизма и действия — задача трудная, так как чисто аналитический роман может показаться скучным читателю, привыкшему к повествованию другого типа. И все же в XIX в., особенно во второй его половине, все крупные романисты старались во имя правды изгнать драматизм из своих произведений и упрекали друг друга в недостаточном преодолении этого архаизма. В частности, драматическое окончание «Мадам Жервезе» подвергалось осуждению со стороны Золя. В 1876 г. Эдмон Гонкур увидел в японской живописи антидраматические тенденции, столь противоположные вкусам европейцев: им достаточно двух желтых осенних листьев, чтобы вызвать художественное волнение, будь то эфес меча или сюжет стихотворения. В предисловии к «Шери» он писал, что хотел бы обойтись без всяких перипетий, без смерти, интриги и происшествий, создать книгу чистого анализа, но такая книга вышла бы за пределы жанра. Нужно было бы назвать этот новый современный роман каким-нибудь другим именем, размышлял Эдмон в своем дневнике, заканчивая «Шери».

Большое место в романах Гонкуров принадлежит повествованию. Подготовка действия, сложение характера, психологический анализ легче всего осуществляется при помощи этого самого простого, связанного с устной традицией средства. Предыстория героя, без которой невозможно ничего понять, сообщается спокойным, неторопливым, лишенным внешнего драматизма рассказом.

Повествование естественно переходит в описание, заполняющее десятки страниц и придающее роману особый, замедленный ритм. Анализ осуществляется преимущественно в описании. Однако в «Шарле Демайи», в «Манетт Саломон», в романах, где дебатируются проблемы литературы, живописи, искусства в широком смысле слова, огромное место занимает диалог.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: