У Гонкуров все классы и слои общества не столько показаны, сколько разоблачены

Раздел: Литература
10-11-2021

Французская литература давно отказалась от непрерывного принципа повествования, характерного для драматургии и романа эпохи классицизма. Метод картин, усвоенный романтической драмой шекспировского типа и историческим романом типа Вальтера Скотта, приучил читателей к перерывам в действии, к неожиданным вторжениям новых групп персонажей, событий и мотивов. Но у Гонкуров было и нечто другое. Таинственное течение подсознания, толчки ощущений, не контролируемых разумом, «логика чувств», не всегда совпадающая с логикой понятий, разрушает рациональное развитие событий и организует действие по-своему. Это и вводит в роман ту кажущуюся непоследовательность, которую критики считали непоследовательностью авторов.

По мнению Гонкуров, анализ должен занимать центральное место. Бурное действие может только отвлечь внимание от главного и снизить художественное и познавательное значение романа. Но самое главное соображение, беспокоившее Стендаля, сформулированное Бальзаком и принятое на вооружение едва ли не всеми крупными писателями XIX века, заключалось в том, что и сама современная жизнь небогата действием — в ней мало приключений, убийств, уличных боев, похищений и преследований. Законы и полиция свели приключения до минимума. В XIX в. мысль играет большую роль, чем действие. Поэтому драма современности таится глубоко под поверхностью, она живет на дне души, и обнаружить ее можно не наблюдением фактов, а психологическим анализом. Внешний драматизм — ложь, от которой нужно избавляться. Однообразное, скучное течение жизни, без густых красок и широких жестов — наиболее правдоподобно и наименее шокирует читателя, привыкшего скрывать свои мечты и страсти, которых и вообще-то не так много в душе человека XIX века.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: