Смысл неистовства Бальзака

Раздел: Литература
23-05-2019

Через четыре года после того, как Феликс де Ванде нес скорбел по поводу художественного убожества своей современности, Бальзак уже говорил о ее великом, почти не использованном богатстве. В сравнении с нею «Тысяча и одна ночь» и европейское средневековье скучны и однообразны. На Востоке нет общества, женщина не участвует в социальной жизни, и Шехеразада придает своим рассказам интерес только тем, что вводит в них случайное и чудесное. Скотт исчерпал все темы средневековья, рассказав о борьбе крепостного крестьянства и буржуазии с аристократией, аристократии с духовенством, аристократии и духовенства с королевской властью.

В старину все было просто — упрощено монархией. Но если несколько лет тому назад Бальзак находил эти условия чрезвычайно выгодными для романа, то теперь он утверждает как раз обратное: с уничтожением резких сословных различий, с установлением буржуазного равенства появились более тонкие оттенки, невозможные в старину. В изучении этих оттенков, бесконечно сложных и многочисленных, и заключается задача романиста.

Любопытно, что в этом движении от экзотики к современности, от густых и чистых красок к едва различимым тонам помогла Бальзаку женщина писательница, впоследствии известная своими рассказами для детей, Зюльма Карро. «Для изучения человеческого сердца, — писала она Бальзаку, — Вы не найдете в Италии богатого материала... На той ступени, на которую мы теперь поднялись, различия почти сгладились, и только умственное развитие может создать контрасты, сильные эффекты, правда, незаметные для черни». Женские вкусы и женские интересы прошли сквозь все фазы, испытанные литературой за десять бурных лет, чтобы вернуть величайших романистов.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: