Основная особенность французского романа XIX века

Раздел: Литература
24-12-2020

После Июльской революции все изменилось. Истори-ческий оптимизм, создавший философско-исторические конструкции 20-х годов, был, казалось, опровергнут ходом послереволюционных событий. Конечно, многие со-хранили непоколебимую веру в совершенствование рода человеческого, в прогресс, и если не в революцию, то в развитие. Однако большинство, особенно молодое по-коление, вступившее в литературу после Июля, как будто считало своей задачей опровергнуть все то, что казалось хотя бы минимальной реабилитацией действительности, внушающей какую-то надежду на будущее. Была отвергнута самая идея исторической закономерности, и ее место занял случай. Но это не был тот «оптимистический» случай, который торжествовал в литературе и философии XVIII века даже в период «бури страстей». Это был случай мрачный, уничтожающий возможность целесообразного труда, разумного вторжения личности в хаос общественной жизни. Это был скорее древний рок, тор-жество бессмысленных и потому непостижимых сил, а человечество превратилось в толпу злодеев, погибающих в борьбе друг с другом, с обстоятельствами, и несчастных не столько от собственной неполноценности, сколько от принципиальной нелепости существования. Добродетельные герои появлялись в «неистовой» литературе только для того, чтобы стать жертвой негодяев. Романы эти должны были привести читателя в отчаяние и убедить его в бесполезности борьбы и труда.

Романистам, которые не хотели выйти из неистовства, отказавшегося от всякой телеологии и движения, нужно было найти в этой современности точку опоры для того, чтобы открыть в ней новые закономерности если не исторического характера — они были дискредитированы надолго — то нравственного или биологического.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: