Литературные теории, декларации и лозунги не будут понятны, если их рассматривать вне художественного творчества

Раздел: Литература
20-06-2020

Это-то волнение, возникающее при встрече с внешним миром, интимное и вместе объективное, кажется Шанфлери подлинно творческим. Психологический и «личный» роман — «Адольф» Констана, «Манон Леско» Прево, «Рене» Шатобриана — создавались при помощи интроспекции, самонаблюдения. Роман, изображающий нравы, возникает из наблюдений внешнего мира. Таковы романы Бальзака, которому Шанфлери отдает все свои симпатии.

Писатель-реалист может изображать все явления современной жизни. «Семейные отношения, болезни ума, светское общество, курьезы улицы, картины деревенской жизни, игра страстей — все это одинаково принадлежит реализму», — пишет Шанфлери в посвящении своих «Домашних рассказов» (1852). «Реализм», следовательно, не ограничен одними только бытовыми и низкими темами, в чем упрекали его критики. Психология интеллигента и высший свет также находятся в его компетенции.

Но у Шанфлери есть некоторые предпочтения. «Логически рассуждая, — пишет он в предисловии к сборнику «Реализм», — лучше сперва изображать низшие классы, где искренность чувств, действий и слов проявляется яснее, чем в высшем обществе». Об этом писали уже Стендаль и Жорж Санд, а через четверть века те же слова повторят Гонкуры и Золя, у которого это положение получит очень важный не только эстетический, но и социальный смысл.

Таким искренним, не затронутым светской ложью классом Шанфлери считает крестьянство.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: