Литературные теории, декларации и лозунги не будут понятны, если их рассматривать вне художественного творчества

Раздел: Литература
17-11-2019

Таким образом, в эстетике Шанфлери непосредственное восприятие действительности является гарантией художественной правды. Это очень похоже па то понимание правды, которое развивали французские сенсуалисты, «идеологи», а вслед за ними и Стендаль. Однако сходство только внешнее: по существу, правда «идеологов» и правда Шанфлери — два разных понятия. Для Стендаля правда не заключается во впечатлении, которое вещь производит на наблюдателя. Впечатление необходимо подтвердить размышлениями и внимательным, повторным, холодным наблюдением. Для Шанфлери правда исчезает, если впечатление подвергнуть проверке, потому что правда заключается не в изображении действительности, а в изображении впечатления от нее.

Вот почему искренность в понимании Шанфлери необходимо предполагает объективность — это понятия почти тождественные. Наивное изображение действительности есть синоним правдивого искусства.

В эстетике Шанфлери «наивное» искусство противопоставлено «личному» так же, как «объективное» искусство — «безличному». «Искренняя» объективность предполагает глубокую интимность переживания. Произведение искусства должно сохранять связь с автором, и в этом плане «объективность» реалистов противоположна «объективности» Флобера. Различное понимание цели искусства или средств, которыми она может быть, достигнута, сказалось и в статье о «Мадам Бовари», которую Дюраити, верный ученик Шанфлери, напечатал в газете «Реализм»: «Роман — из тех, что напоминает линейный рисунок... расчерченный, отшлифованный, весь в прямых углах и, в конце концов, сухой и бесплодный.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: