Литературные теории, декларации и лозунги не будут понятны, если их рассматривать вне художественного творчества

Раздел: Литература
17-11-2019

Ведь мы сами никогда не видели мушкетеров, мы не знаем, что чувствовали и даже думали люди XVII века. Никакие ученые сочинения нам помочь не могут, потому что мы не найдем в них того непосредственного волнения, которое составляет правду искусства. Курбе сделал в живописи то, что в литературе сделал Бальзак: он стал историком современного общества. «Еще не пришло время, — пишет Шанфлери о Курбе, — говорить о впечатлении, которое произведут эти домашние сцены исторической живописи величиною с полотна, где автор не отступил перед задачей написать современную буржуазию во весь рост, в ее провинциальном вычищенном костюме. Многие сожалеют о костюмах Ван-Дейка, но г-н Курбе понял, что живопись не должна обманывать грядущие века относительно нашего костюма».

Литература должна соответствовать действительности,— только в таком случае она может заинтересовать по настоящему. Искусство, созданное не наблюдением действительности, а воображением, только развращает читателя, приучая его рассматривать ложь как необходимый элемент художественного творчества. Искусство— не забава, а серьезное дело, и чтобы возвратить ему его значение, из него должна быть изгнана искусственность. «То, что я вижу, — пишет Шанфлери, — проникает в мою голову, спускается к моему перу и становится тем, что я видел. Метод прост и всем доступен. Однако сколько нужно времени, чтобы избавиться от воспоминаний, подражаний, от среды, в которой живешь, и отыскать свою собственную природу!» Курбе считал эрудицию и учение у мастеров полезными лишь для того, чтобы лучше от них освободиться и обрести собственную индивидуальность.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: