К современной политической «кухне» Золя относился резко отрицательно

Раздел: Литература
27-04-2020

В бессознательном покоятся корни сознания и хранятся плоды его трудов, память и т. д. Им.-Г. Фихте, теист, пытавшийся сочетать учение своего отца с учением Лейбница, рассматривает сознание как придаток к духу, основу которого составляет бессознательное, отрицает «производительность» сознания и предоставляет ему пассивную, регистрирующую роль. Любопытно, что в этом отношении он приходит к тому же, к чему приходил вульгарный материализм, рассматривавший сознание как «эпифеномен».

Если эпигоны философии тождества видели в бессознательном источник сознания, то от французской рационалистической философии XVIII века ведет свое происхождение мысль, что бессознательное — лишь остаток сознания: это сознательные акты, механизировавшиеся и потому уже не сознаваемые. Такого взгляда придерживается, например, Фехнер («Зенд-Авеста», 1851). Он открывает закон «порога»: слабые раздражения, не доходящие до этого порога, живут в бессознательной области и, не возбуждая ощущения, могут вызвать в организме другие процессы. В этой области постоянно пребывают «низшие души» — животные и растения. Наряду со спиритуалистическими фантазиями в сочинениях Фехнера возникает ряд научных проблем, составивших содержание экспериментальной психологии и получивших выражение в его «Элементах психофизики» (1859— 1860).



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: