Флобер не ищет логического замысла за кажущейся нелепостью поступка

Раздел: Литература
01-01-2024

Флобер боролся с собой, со «стихией», которая свободно проявлялась в его ранних, детских и юношеских произведениях и, по его мнению, портила их. В первом слое рукописи было множество описаний, любопытных деталей, похожих на мелочные комментарии к действию. Флобер подробно разрабатывал обстановку сцены, чтобы сделать действие более убедительным и зримым, и тем самым загромождал и затруднял его. Во втором и в третьем слое рукописи он отказывался от того, что казалось не очень нужным. Что делали ученики, когда в класс вошел директор с Шарлем Бовари? Рисовали ли человечков, дремали за партами или читали мелодраму, — не имеет значения для общего смысла картины. То, что учителя звали господин Роже и что он стоял на кафедре из уважения к начальнику, — бытовая деталь, вполне реальная и в данном случае естественная, но она отвлекает от главного, рассредоточивает внимание и становится самоцелью, между тем как ничто в романе не должно быть самоцелью. Роман — это иерархия целей, все более общих, подчиненных одной главной, это система подчинения, и только в таком случае он приобретает единство и интерес.

В первых слоях рукописи описания необычайно подробны. Глаза Эммы Бовари, которые рассматривает влюбленный муж, описаны на двух страницах. Цвет радужной оболочки разработан так, что его можно было бы точно воспроизвести средствами живописи. В этих бездонных зрачках Шарль видит себя, с фуляром на голове, с фуфайкой и расстегнутым воротником рубашки. В окончательном тексте фуфайка исчезла. Она была слишком смешна, и читатель на мгновение терял из виду эту непонятную, равнодушную красавицу, отраженную в сознании Шарля, и слишком энергично думал о самом Шарле. Внимание раздваивалось, и впечатление менялось. Смысл сцены, желаемый, полный, совершенный, расцветал вместе с вычеркиванием деталей.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: