Флобер не ищет логического замысла за кажущейся нелепостью поступка

Раздел: Литература
01-01-2024

Пользуясь термином френологии, Флобер говорил о своей «шишке причинности». Все его внимание устремлено на исследование причин, а потому для действия, которое является их следствием, не остается ни времени, ни места. Не противоречит ли это законам искусства?

Законы искусства вдруг оказались в противоречии с законами правды. Но эти сомнения, навещавшие его постоянно, он разрешал, ссылаясь на правду. Так поступил он и теперь: «Жизнь сама по себе такова. Удар длится одну минуту, но ожидаешь его месяцы! Наши страсти подобны вулканам: гул их слышен всегда, но извержение происходит лишь изредка». Поэтому подготовка события интереснее, чем само событие. Смысл романа заключается в процессе подготовки, а не в самом действии. Здесь Флобер смыкается с Бальзаком, так же как со Стендалем и Жорж Санд, с той только разницей, что он проводит свои взгляды с большей последовательностью, всегда избегая неподготовленного действия и внешнего эффекта. В этом направлении развивается вся большая литература XIX века.

В «Мадам Бовари» Флобер ничего не писал «от себя», он должен был изображать то, что было ему органически чуждо. Ему приходилось «выдумывать», а не излагать то, что чувствовал и познал на собственном опыте. Это было «пантеистическое», или «натуралистическое», искусство, которое требовало не личного чувства, всегда ограниченного и заинтересованного, а проникновения в объект творческой волей, усилием ума и воображения. Таким образом, чем более объективным становилось искусство, тем больше возрастала активность художника по отношению к своему материалу.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: