Флобер

Раздел: Литература
21-11-2019

При отсутствии цели есть движение и даже изменение. В этом движении есть нечто постоянное и нечто преходящее — вещи бесконечные и пребывающие всегда, и вещи конечные, возникающие и исчезающие. Если говорить языком Спинозы, то первое — это сущность, второе — существование. Это, конечно, трансформированное платоновское учение об идеях и их отражении в мире вещей.

Идеи для Флобера — это система естественных закономерностей, не зависящая от вечно меняющихся событий и мнений. Идея противостоит эмпирической реальности, она даже отрицает ее. Флобер презирает реальность и изменение и пытается жить в идее и познании. Устраняя свободу воли в действии, он допускает ее в познании, противопоставленном действию.

Воздержание от деятельности согласуется с общественной позицией Флобера и в известном смысле определяется ею. Если каждое изменение предопределено неизменными законами, то любое вмешательство в политическую жизнь бесполезно и потому для мудреца даже оскорбительно. «Какое значение имеет действие? — говорит Логика Антонию в первом «Искушении» (1848). — Оно всегда стремится к какой-нибудь цели, возникает из какой-нибудь потребности, определяется материей, в которой оно происходит. Хорошее сегодня, дурное завтра и всегда одинаковое, независимо от того, восхваляют ли его или порицают, разве оно заключает в себе какую-нибудь природную ценность?.. Нет, оно происходит от зла, его создал Дьявол, оно принадлежит царству плоти, силы и случая». И независимо от того, в какой мере логичны эти рассуждения Логики, они прекрасно характеризуют взгляды Флобера.

Действие — вне власти того, кто действует, а потому радеть о нашем социальном будущем, по мнению Флобера, так же нелепо, как сожалеть о там, что ты не бог.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: