Флобер

Раздел: Литература
27-11-2019

Однако пантеизм почти не устранил настроений, внушенных прежним универсальным отрицанием, но позволил утвердить это отрицание на философской основе, дал логическое разрешение отчаянию и тем самым снял его: ведь зло, царящее вокруг, — неизбежность, но именно поэтому от него есть спасение — в познании и творчестве. В пантеизме получили оправдание и общественная позиция Флобера, и его художественные наклонности, и его уход в искусство. Вот почему весь этот процесс перестройки мировоззрения прошел так быстро и сопровождался острой радостью и некоторым успокоением.

«Психологический метод» Кузена предполагал, что мир подобен человеку и потому мир можно познать при помощи самонаблюдения. Содержание сознания есть содержание мира, только в более сжатом, очищенном, идейно оформленном виде. Это был антропоцентризм, который Флоберу, очутившемуся перед непостижимым хаосом действительности, казался смехотворным и ребяческим. Это был монизм, который .не мог устоять перед пессимистическим дуализмом 30-х годов. «Мир не для человека» — эта мысль торжествовала и в спинозистском пантеизме, но поручала в нем новую и даже оптимистическую интерпретацию.

Человек исчез из мироздания как «царь природы», как цель и достижение. Существует лишь естественная причинность, лишь математическая предопределенность атрибута протяжения и атрибута мысли, — и, очевидно, многих других атрибутов, постичь которые человек не в состоянии из-за неадекватности форм познания предмету познания.

Та же причинность господствует и в мире общественном: здесь то же отсутствие телеологии и свободы, отсутствие антропоморфных начал.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: