Флобер

Раздел: Литература
23-01-2024

Жюль, побитый жизнью, обрел свое счастье в искусстве. Роман показывал два возможных «воспитания»: одно можно было бы назвать развращением, другое — прозрением. 0:пыт убеждает Жюля в том, что наслаждения чувств приводят к беде. Счастье доступно лишь мудрецам и художникам. Искусство — не мечта и не иллюзия, это реальность и устойчивое благо.

Мечты и труды Жюля имеют для Флобера программный смысл. Высокие радости художника и мыслителя являются спасением от бедствий жизни и оправданием человеческого существования. Жюль подробно и восторженно излагает философию, прямо противоположную байронизму. Он пантеист, и его учителями оказываются Гёте и Спиноза. В эпоху «министерских кризисов», ничего не менявших ни в политике, ни в системе мысли, Флобер искал выход из бесполезного бунтарства и меланхолии в мудром спокойствии природы, в вечной неизменности ее превращений. В природе и заключаются закономерности, которые предшествующие поколения искали в истории и обществе. На место философии истории после краткого торжества хаоса и универсального отрицания пришли естественные науки. Неистовство Флобера было словно антрактом между двумя закономерностями: философско-исторической и натурфилософской.

Пантеизм в его спинозистской форме определил мировоззрение Флобера, его эстетику и творчество. На смену трагическому дуализму пришел успокаивающий монизм; вместо хаоса непостижимых и враждебных сил утвердился математически незыблемый порядок; личность, противопоставлявшая свое одиночество миру, оказалась лишь его ничтожной частицей и ощутила свое единство с целым; чувство, казавшееся высшей душевной способностью, уступило место познанию, а искусство из «выражения» превратилось в «творчество».



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: