Физиологическую основу психики Флобер изучал уже в первых своих романах

Раздел: Литература
29-01-2024

Это характерно не для одного только Флобера. У многих его предшественников и современников персонажи делятся на две более или менее отчетливые категории: людей «нутра» и людей «разума». Первые всегда благородны, вторые — эгоистичны,- преданы низменным страстям, особенно тщеславию и честолюбию. Есть такие герои и у Стендаля, противопоставлявшего простых духом — мадам де Реналь, Фуке, аббата Шелана — более сложным и интеллектуально богатым, как Жюльен Сорель, м-ль де Ла Моль. «Святые» Бальзака почти всегда изумительно просты, а «злодеи» — люди светские, дипломаты, ростовщики — «философы» даже тогда, когда они оказываются каторжниками. Особенно отчетливо это противопоставление у Гюго. Сострадание и самопожертвование у безродной плясуньи и уродливого звонаря, великое нравственное начало у невежественного рабочего, беглого каторжника и уличного клоуна — и механизм эгоистических страстей у ученого монаха, законников и герцогинь. То же можно обнаружить у Доде, Теккерея, Диккенса и с особенной силой — у Льва Толстого и Достоевского.

Умники, пользующиеся разумом как механическим инструментам, полезным для намеченной операции, не понимают мир в его сложности и нравственной глубине. Они принимают ту или иную идею, потому что она наиболее подходит их практическим интересам, потому что она согласуется с их духовными потребностями. Эта «заинтересованная» идеология ложна, так как обусловлена практическими надобностями индивида или класса. Результат этой заинтересованной логики — заблуждение и несправедливость. Инстинкт, по мнению Флобера, всегда более нравствен. В той или иной форме в различных условиях эта мысль проходит через все его творчество.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: