Единство «Отца Горио»

Раздел: Литература
06-01-2024

Обсуждая «Пармский монастырь» Стендаля, Бальзак предложил два (возможных типа композиции, которые можно было бы назвать «роман-событие» и «роман-биография».

«Роман-событие» по композиции больше напоминает драму, «роман-биография», как бы он ни был драматичен по существу, больше похож на традиционный повествовательный жанр.

«Роман-событие» типичен для 30-х годов. Он полон неожиданностей, патетических ситуаций, конфликтов между героями. Последний акт более эффектен и сильнее поражает читателя. В «романе-биографии» внимание обращено на внутреннюю эволюцию героя; это история жизненного опыта, просветление сознания, смущенного непостижимостью жизни, и конечный этап воспитания героя — нечто подобное «Вильгельму Мейстеру» Гёте.

Этот тип романа возникает в творчестве Бальзака позже. Если не считать «Луи Ламбера», который является типичной философской повестью, таких романов нет вплоть до «Утраченных иллюзий». Биографический характер в таком смысле слова имеют «Мелкая буржуазия», «Мемуары двух новобрачных», «Сельский священник», «Депутат от Арен». В «Отце Горио» также намечалась эта возможность, но она не получила своего развития, так как Бальзак мыслил свой роман как «событие» и главным героем сделал Горио — на него-то художник, по словам Бальзака, «должен был направить весь свет своей картины». Можно предположить, что, если бы Бальзак обрабатывал этот сюжет несколько лет спустя, внимание его было бы сосредоточено в большей мере на Растиньяке, а Горио стал бы лишь вехой на его пути к неким высшим нравственным и, следовательно, общественным нормам. Разумеется, это только предположение, смысл которого — иллюстрировать тайную, не проявившуюся до конца и в полной ясности эволюцию творческой мысли Бальзака.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: