Единство «Отца Горио»

Раздел: Литература
05-01-2024

Господствующая страсть, придававшая героям Бальзака монолитность и, вместе с тем, мешавшая им развиваться вместе с обстоятельствами, способствовала драматизму, как он его в то время понимал. Затем герои его стали размышлять, эволюционировать, тоньше реагировать на события. Место господствующей страсти заняла проблема, которую герой должен разрешать всей силой своего ума и сердца. Если Горио наделен господствующей страстью, то Растиньяк свободен от нее, — он стоит перед проблемой нравственного характера, в этом и заключается смысл его поведения. На первый план выступает процесс нравственного развития, взаимодействие личности и среды, а не простой, всегда одинаковый отклик страсти на внешние раздражители.

Второй план, который развивается в романах Бальзака, выходит за пределы частной, личной интриги. Вначале роль его заключалась в том, чтобы объяснить события и вырвать -интригу из рук случая. Но злая (или добрая) воля, стоящая за кулисами действия, это тоже случайность, так как общество «тринадцати», берущее на себя роль провидения, или деятельность шайки бандитов во главе с гениальным каторжником Вотреном слабо связаны с общими закономерностями общественной жизни. Если погибнет Вотрен или распадется компания светских львов, то, очевидно, исчезнут и причины, которыми можно было объяснить сумасшедшую пляску событий.

В романах Анны Редклиф «режиссеры» действовали преимущественно на свой страх и риск, повинуясь собственной корысти. У Скотта ими руководил главным образом политический расчет, страсти класса и эпохи. Бальзак в поисках больших причин и закономерностей отходит от английской готической традиции и движется в сторону Вальтера Скотта.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: