«Башня из слоновой кости»

Раздел: Литература
20-02-2024

Глубокий, изумительный по своему упорству и результатам анализ современного общества и современной души, желание открыть законо-мерности, которые превращают одиночек в типы и в во-площения идеи, все эти теории искусства и поиски худо-жественной правды, противопоставленной неосмыслен-ным фактам жизни, имели своей далекой целью построение общества, в котором свобода личности осознается как долг и как коллективное творчество.

Совершенно очевидно, что большая литература предлагала демократическое решение проблемы личности. В той же связи появляется в искусстве и демократический герой.

Уже в историческом романе 20-х годов крестьяне стали играть важную роль, особенно во время восстаний. Бальзак, Жорж Санд, Шанфлери посвящали им целые произведения. Гюго изображал Клода Гё и Жана Валь- жана, рыбака и уличного клоуна. Гонкуры создали свою Жермини Ласерте, один из самых важных образов эпохи, Флобер — «простое сердце», Золя — крестьян, углекопов, ремесленников. Избежать этой темы было невозможно, на ней настаивали интересы дня. Демократия в виде самого обездоленного и самого революционного класса стучалась в двери, и нельзя было не впустить ее. Без нее не получилось бы ни общества, ни среды.

С каждым десятилетием демократические герои все более «демократизируются» и их общественное положе-ние падает все ниже. Они становятся бедняками, охотятся за копейкой, умирают с голоду. Судьбы их чрезвычайно разнообразны, а психология приобретает изумительную глубину и обогащается множеством оттенков. Они жертвуют .жизнью ради любимого человека или ради идеи. Из фанатической скаредности они убивают отцов и сестер. Они бывают отвратительны, но вместе с тем, хотя бы и в самой малой степени, оправданы средой. Они бывают почти святыми, сходят с ума или спиваются.



Добавить комментарий:
Введите ваше имя:

Комментарий:

Защита от спама - решите пример: